Рекомендации родителям по адаптации ребенка к условиям ДОУ
Психологической готовности ребенка и родителей к детскому
саду. Что делать, чтобы облегчить процесс адаптации?
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия со
средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом,
психологическом, социальном). В последнее время человеку приходится
адаптироваться в быстро меняющихся и экстремальных условиях среды. В наш век
происходит активный рост технологий, бурный рост информации, миграция населения,
а следовательно и повышаются требования к владению эмоциями, умственной
деятельности, и в тоже время ограничение физической активности человека.
Таким образом, в новых условиях жизни, наибольшую значимость
приобретает не только физическая, но в значительной степени социальная
адаптация.
Под социальной адаптацией понимается способность человека
заранее предусматривать изменение поведения при вхождении в новые, неожиданные
общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу.
Каковой является для ребенка группа детского сада.
Развитие личности как социального ядра ребенка зависит от
богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребенок
может адекватно перестроится при возникновении новых условий и связей в рамках
конкретных возможностей его возрастных особенностей.
Первые социальные формы поведения ребенок приобретает,
конечно, главным образом в семье, во взаимоотношениях со взрослыми,
организующими всю его жизнь.
Однако следует учитывать, что среда детского сада имеет свою
специфику. В первую очередь, это одновременное длительное пребывание вместе
довольно значительного числа детей, определенные стандарты в подходах к детям.
То есть довольно сложно в большой группе детей в одном учреждении к каждому
ребенку применять индивидуальные требования. И хотя и не исключен
индивидуальный подход со стороны воспитателя, но правила существования в группе
остаются едины для всех.
Для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение и
болезненные реакции у ребенка, необходимо заранее готовить его к новым условиям
среды ещё дома, задолго до первого посещения детского сада
Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения
вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно закрепившихся в
первые месяцы жизни. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и
формировании новых связей, которые не должны иметь характер семейных.
Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента
вхождения в новую среду и знакомства с новыми условиями, безусловно является
для него трудной задачей. Обычно, ребенок адаптировался в среде своей семьи, у
него формировались определенные стереотипы, поведения, принятые внутри этой
семьи. При приеме в детское учреждение, он впервые сталкивается с
необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за
изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Успех
выполнения этой задачи зависит от индивидуальных особенностей ребенка, имевших
место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.
Незрелость многих компонентов функциональной системы
адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации в условиях
новой среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, нарушается
аппетит, может увеличиться заболеваемость, снизиться вес, измениться поведение,
нервно-психическое развитие, сон,
речевая активность.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста
является высокая эмоциональность. Трудности приспособления, возникающие
вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и
индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем
глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее
изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса
зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы.
Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной
адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее
тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения:
1. Легкую
адаптацию. Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он
начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца
посещения ДОУ.
2. Средней
тяжести.Сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка
нормализуется в течение полутора месяцев. Отмечается похудение, которое
восстанавливается в первоначальный вес за это время. На протяжении первого
месяца возникает однократное заболевание без осложнений, которое длится 7-10
дней. Эта болезнь – реакция на превышение возможностей организма ребенка к
микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если
ребенок не заболевает, но его поведение нормализуется только к концу месяца,
это также свидетельствует об адаптации средней тяжести.
3. Тяжелую.Может протекать в двух формах.
? У некоторых детей
могут протекать частые повторные заболевания, как правило респираторные, в ряде
случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив.
Тяжелая адаптация отражается на показателях развития и состоянии здоровья. При
этом процесс адаптации может длиться до 6 месяцев.
? Вторая форма
выражается в длительном неадекватном поведении, граничащим с преневротическим
состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение
полугода.
В связи с этим, ученые рекомендуют вводить ребенка в условия
новой среды постепенно, так, чтобы он успевал привыкать в к новым требованиям
окружающей среды и налаживал новые социальные связи в соответствии со своими
возрастными и индивидуальными возможностями.
Прежде чем вводить ребенка в новую среду, постарайтесь
обеспечить ему условия для расширения круга общения, как со сверстниками, так и
со взрослыми людьми. Выводите его общение за рамки своей семьи. Это необходимо,
чтобы ребенок привык к мысли о том, что в мире существуют и другие люди, помимо
его родителей и родственников. А значит, у них могут быть другие привычки,
требования, особенности.
? Сначала ребенок
должен познакомиться с предметной средой нового помещения, в которое его
приведут в скором времени. Это должна быть небольшая экскурсия в группу. На
20-30 минут.
? Затем, некоторое
время провести со своими будущими одногруппниками. К нему не должны применяться
еще все дисциплинарные требования, он просто знакомиться с территорией и новыми
людьми. Таким образом, в группе он пробует не более 1,5-2 часов.
? Через несколько
дней, ребенка можно будет оставить на утреннюю прогулку с детьми.
А затем уже и до обеда. Но забрать непосредственно перед
приемом пищи. Чтобы еще не нарушать привычного расклада в жизни ребенка.
? Только после
того, как ребенок привыкнет к детям, помещению, играм и совместным прогулкам,
его можно уже оставить на обед в группе. Конечно, не сразу ребенок сможет
принять эти нововведения. Но это не должно вас смущать. Через пару дней, он
сядет со всеми за общий стол.
? Переломным
моментом в адаптации ребенка является дневной сон. Так что возможность
оставлять ребенка на сон будет зависеть по срокам от того, на сколько быстро он
будет привыкать к предыдущим условиям адаптации.
? И только в лучшем
случае через 2 недели после начала посещения детского сада, у вас будет
возможность оставить ребенка в группе на вторую половину дня.
Все это время за ребенком наблюдают опытные педагоги, медики
и психологи. Они проводят в группе игры и занятия, снижающие эмоциональную
напряженность, по сплочению коллектива и познанию окружающего мира, как
предметного, так и социума. Наблюдают за состоянием здоровья, процессом
питания, поведения. Стараются находить индивидуальные подходы к каждому ребенку,
постепенно прививая ему знания и навыки того, какие требования будут
предъявляться ему в условиях учреждения.