Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста Провела Мирвода Ольга Алесандровна, воспитатель второй квалификационной категории
ЦЕЛИ ♦ Учить детей передавать в рисунке образ птицы ♦ Развивать навыки тонирования бумаги акварелью по сырому ♦ Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка ♦ Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ♦ Листы бумаги формата 29 х 42 см ♦ Гуашь ♦ Акварель ♦ Кисти № 8 ♦ Палитры ♦ Фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей Ход ЗАНЯТИЯ ЧАСТЬ 1 Беседа с детьми Воспитатель: Дорогие ребята! На этой неделе мы говорим о зиме. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом. Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины. Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)
ЧАСТЬ 3 Животные, которые впадают в спячку Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна. (Медведь) ЧАСТЬ 4 Игра «Животные и их детеныши» При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды. Для этого дети должны взять со стола билеты, на каждом из которых написано по одной букве. Детям предлагается объединиться в группы так, чтобы из их букв можно было составить слова. Какие слова должны получиться, детям не сообщается. Для группы из 19 детей можно предложить слова «Лиса», «Волк», «Белка», «Заяц», «Ёж». Соответственно, должны быть карточки с буквами «Л», «И», «С», «А», «В», «О», «Л», «К», «Б», «Е», «Л», «К», «А», «3», «Я», «А», «Ц», «Ё», «Ж». Если детей в группе меньше или больше, можно убрать буквы, составляющие одно из слов, или добавить буквы для еще одного слова. При необходимости воспитатель помогает детям. Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды. Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Белка - бельчонок - бельчата. Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?) Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?) Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?) Ёж - ежонок - ежата. (Как называют маму ежат?) ЧАСТЬ 5 Игры на развитие логического мышления Игра «Найди группу» на развитие умения группировать предметы по общим признакам. Каждой мини-группе детей предлагаются картинки, на которых изображены лиса, лисенок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, лось, лосенок, олень, олененок, белка, бельчонок, еж, ежонок (или карточки, на которых написаны их названия). Инструкция к игре: распределить изображенных на карточках животных по группам и дать название каждой группе. В каждой компании дети находят свое решение. Они могут быть разными, например, могут получиться группы взрослых животных и их детенышей, группы хищных животных и растительноядных, тех, кто впадает в зимнюю спячку, и тех, кто зимой бодрствует. Поставленная задача имеет не одно решение. Важно, чтобы дети это поняли и обосновали свое мнение. Правильное решение отмечается фишкой, каждое вновь предложенное премируется дополнительными фишками. Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность. Например, воспитатель перечисляет: «Стол, дом, кровать, шкаф». Дети указывают лишнее слово - «дом» - и объясняют, что стол, кровать и шкаф - предметы мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Воспитатель отмечает каждый оригинальный ответ. Для данного занятия можно применить следующие наборы слов: 1) Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.) 2) Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.) 3) Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.) 4) Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.) 5) Береза, липа, сосна, клен. (Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.) 6) Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.) 7) Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)
8) Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у нее домик на дереве.) 9) Тетерев, куропатка, белка, сова. (Лишняя - белка, так как она зверь, все остальные - птицы. Лишней может быть и сова, так как она хищница. Все остальные питаются семенами и плодами растений.) 10) Сосна, ель, ольха, кедр. (Лишняя - ольха, так как это лиственное дерево, а все остальные - хвойные.) 11) Орешник, береза, ель, сосна. (Лишний - орешник, так как он кустарник, все остальные - деревья.) При подведении итогов занятия подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.
|