Психологические особенности развития речи и мышления в
раннем возрасте
Особый интерес
представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей.
К 3
годам в активном словаре ребёнка 1500 и более слов. Ребёнок познаёт
грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том
числе сложноподчинённым. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы
и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Значительные
изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические
задачи на смекалку. Чтобы ребёнок
развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию
мышления и речи, развитию познавательной активности. Педагогика раннего детства
требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации
задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных
возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребёнок живёт по особым
психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование
мышления имеют свои специфические особенности.
В ранний период
жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Именно она
оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд
примитивные действия, которыми занят ребёнок (бросает кубики, строит из них,
пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра,
надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его
интеллектуального развития. Благодаря этим действиям. Ребёнок познаёт свойства
предметов, их количество, форму. Он узнаёт, что один предмет не может
одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (быть сухим и мокрым), что
свойства его относительны: большой мяч становится маленьким если его сравнить с
ещё большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребёнок ещё
не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его
действительность, и это очень важно.
Следовательно,
понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и -
позднее - логических задач, и эта последовательность объективна: человек не
сразу овладевает высшими формами мышления.
У 2 - 3 -летних
детей анализ и синтез, сравнение и другие мыслительные операции ещё неотделимы
от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и
соединением элементов в одно целое и т.д.
В раннем детстве
мышление носит наглядно - действенный характер, но постепенно формируется
наглядно - образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем
- отвлеченное, логическое.
В раннем возрасте,
на 2 - 3 году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении
речи: одни начинают говорить рано, при этом чётко произносят слова; другие
хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно - в процессе роста ребёнка
и его развития - эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные
занятия по развитию речи.
Речь это
деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве
родного языка.
Важно различать,
понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов - активная речь
(активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения.
Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет
жизни являются. Во - первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых,
формирование активного словаря ребёнка. Это важно, потому что в процессе
речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём
индивидуального практического опыта, но и путём усвоения общественного опыта,
накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к
познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания,
передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребёнок присваивает
общественно - исторический опыт человечества, «Застывший» в предметах
материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам
духовной культуры.
Речь является
необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами,
произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь
и мышление - отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и
отношениях.
Каждое слово - это
речевой знак. Ребёнок очень рано понимает, что всё можно обозначить словом. В
слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы
выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией.
Мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней.
При этом в процессе анализа и синтеза человек задаёт себе вопросы, строит
различные предположения, рассуждает, приходит к определённым суждениям и
понятиям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям,
что является важной предпосылкой обобщения. Понятие - одна из форм отражения
мира в процессе познания, связанная с применением языка, форма обобщения
предметов и явлений. (Понятием называют мысль, представляющую собой обобщение -
и мысленное выделение некоторого класса по их специфическим признакам.)
Таким образом, с
помощью речи в мышлении формируются понятия, являющиеся единицами мыслительного
процесса.