Меню

Наш опрос
В какой дополнительной платной услуге нуждается ваш ребёнок?
Всего ответов: 87

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34" Артемовского городского округа


Суббота, 27.04.2024, 12:57

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к условиям ДОУ

  Психологической готовности ребенка и родителей к детскому саду. Что делать, чтобы облегчить процесс адаптации?

 Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). В последнее время человеку приходится адаптироваться в быстро меняющихся и экстремальных условиях среды. В наш век происходит активный рост технологий, бурный рост информации, миграция населения, а следовательно и повышаются требования к владению эмоциями, умственной деятельности, и в тоже время ограничение физической активности человека.

 Таким образом, в новых условиях жизни, наибольшую значимость приобретает не только физическая, но в значительной степени социальная адаптация.

 Под социальной адаптацией понимается способность человека заранее предусматривать изменение поведения при вхождении в новые, неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу. Каковой является для ребенка группа детского сада.

 Развитие личности как социального ядра ребенка зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребенок может адекватно перестроится при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его возрастных особенностей.

 Первые социальные формы поведения ребенок приобретает, конечно, главным образом в семье, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими всю его жизнь.

 Однако следует учитывать, что среда детского сада имеет свою специфику. В первую очередь, это одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, определенные стандарты в подходах к детям. То есть довольно сложно в большой группе детей в одном учреждении к каждому ребенку применять индивидуальные требования. И хотя и не исключен индивидуальный подход со стороны воспитателя, но правила существования в группе остаются едины для всех. 

Для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение и болезненные реакции у ребенка, необходимо заранее готовить его к новым условиям среды ещё дома, задолго до первого посещения детского сада

 Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно закрепившихся в первые месяцы жизни. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и формировании новых связей, которые не должны иметь характер семейных.

 Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента вхождения в новую среду и знакомства с новыми условиями, безусловно является для него трудной задачей. Обычно, ребенок адаптировался в среде своей семьи, у него формировались определенные стереотипы, поведения, принятые внутри этой семьи. При приеме в детское учреждение, он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Успех выполнения этой задачи зависит от индивидуальных особенностей ребенка, имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.

 Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации в условиях новой среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, нарушается аппетит, может увеличиться заболеваемость, снизиться вес, измениться поведение, нервно-психическое развитие,  сон, речевая активность.

 Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы.

 Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения:

 1.     Легкую адаптацию. Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

 2.     Средней тяжести.Сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Отмечается похудение, которое восстанавливается в первоначальный вес за это время. На протяжении первого месяца возникает однократное заболевание без осложнений, которое длится 7-10 дней. Эта болезнь – реакция на превышение возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведение нормализуется только к концу месяца, это также свидетельствует об адаптации средней тяжести.

 3.     Тяжелую.Может протекать в двух формах. 

 ?  У некоторых детей могут протекать частые повторные заболевания, как правило респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив. Тяжелая адаптация отражается на показателях развития и состоянии здоровья. При этом процесс адаптации может длиться до 6 месяцев.

 ?  Вторая форма выражается в длительном неадекватном поведении, граничащим с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

      В связи с этим, ученые рекомендуют вводить ребенка в условия новой среды постепенно, так, чтобы он успевал привыкать в к новым требованиям окружающей среды и налаживал новые социальные связи в соответствии со своими возрастными и индивидуальными возможностями.

Прежде чем вводить ребенка в новую среду, постарайтесь обеспечить ему условия для расширения круга общения, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Выводите его общение за рамки своей семьи. Это необходимо, чтобы ребенок привык к мысли о том, что в мире существуют и другие люди, помимо его родителей и родственников. А значит, у них могут быть другие привычки, требования, особенности.

 ?    Сначала ребенок должен познакомиться с предметной средой нового помещения, в которое его приведут в скором времени. Это должна быть небольшая экскурсия в группу. На 20-30 минут.

?    Затем, некоторое время провести со своими будущими одногруппниками. К нему не должны применяться еще все дисциплинарные требования, он просто знакомиться с территорией и новыми людьми. Таким образом, в группе он пробует не более 1,5-2 часов.

?    Через несколько дней, ребенка можно будет оставить на утреннюю прогулку с детьми.

 А затем уже и до обеда. Но забрать непосредственно перед приемом пищи. Чтобы еще не нарушать привычного расклада в жизни ребенка.

 ?    Только после того, как ребенок привыкнет к детям, помещению, играм и совместным прогулкам, его можно уже оставить на обед в группе. Конечно, не сразу ребенок сможет принять эти нововведения. Но это не должно вас смущать. Через пару дней, он сядет со всеми за общий стол.

 ?    Переломным моментом в адаптации ребенка является дневной сон. Так что возможность оставлять ребенка на сон будет зависеть по срокам от того, на сколько быстро он будет привыкать к предыдущим условиям адаптации.

 ?    И только в лучшем случае через 2 недели после начала посещения детского сада, у вас будет возможность оставить ребенка в группе на вторую половину дня.

 Все это время за ребенком наблюдают опытные педагоги, медики и психологи. Они проводят в группе игры и занятия, снижающие эмоциональную напряженность, по сплочению коллектива и познанию окружающего мира, как предметного, так и социума. Наблюдают за состоянием здоровья, процессом питания, поведения. Стараются находить индивидуальные подходы к каждому ребенку, постепенно прививая ему знания и навыки того, какие требования будут предъявляться ему в условиях учреждения.

 

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Обратная свзяь
    Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?