Меню

Наш опрос
В какой дополнительной платной услуге нуждается ваш ребёнок?
Всего ответов: 74

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34" Артемовского городского округа


Вторник, 25.06.2019, 01:08
ПУСКОВОЙ МОМЕНТ
 
   Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец:
«Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет. Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают — он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Ни в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
   Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:
диалог,
имитация и звукоподражание,
стихи,
чтение.
  Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения. Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.
   Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему. 
Диалог
 Основной «пусковой» момент появле­ния речи — общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.
   Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи. Что помогает развитию диалога?
   1. Инсценировки Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок. ЗАДАНИЕ ☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:
Девица, девица,
Сходи за водицей!
— Я боюсь волка.
—Волк на работе,
Сова на болоте. (Русская народная потешка)
САПОЖНИК
— Был сапожник?
— Был.
— Шил сапожник?
— Шил.
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК
— Что ж ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер)
 
КИСКИНО ГОРЕ
Плачет Киска в коридоре.
У нее Большое горе:
Злые люди Бедной Киске
Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА
— Кисонька-мурысонька, Где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысонька, Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела?
— Одна!
— Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка)
КОТОРЫЙ ЧАС?
— Двенадцать бьет.
— Кто вам сказал?
— Знакомый кот.
— А мышка где?
— В своем гнезде.
— Чем занята?
— Штанишки шьет.
— Кому?
— Супругу своему.
— А кто ее супруг?
— Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)
 ЛИСА И КРОТ
— Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход!
— Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер)
 
НУ И МЫШОНОК
— Мам! — сказал Мышонок. —
Дай-ка мне вина.
— ЧТО-О? — сказала Мышка. —
Вот тебе и на!
— Ну, — сказал Мышонок, —
Дай хотя бы пива!
— Фу, — сказала Мышка, —
Фу, как некрасиво!
— Пить-то мне охота,
Ма-мо-чка!
— На тебе, Мышонок,
Молочка. — (Б. Заходер)
СКРУТ
-Кто живет под потолком?
-Гном.
-У него есть борода?
-Да.
-И манишка, и жилет?
-Нет.
- Как встает он по утрам?
- Сам.
- Кто с ним бегает вдоль крыш?
- Мышь.
- Кто с ним утром кофе пьет?
-Кот.
-И давно он там живет?
-Год.
-Ну, а как его зовут?
-Скрут.
-Он капризничает? Да?
-Ни-ког-да! (С. Черный)
ХУДОЖНИК
В уголке сидела мышка,
Грызла сладкую коврижку,
Запивала молоком,
Заедала крендельком.
 
Взял я толстую тетрадь,
Чтобы мышь нарисовать,
Но тотчас она сбежала
— Где ты, мышка? Не видать!
Подожду ее немножко,
 Не придет — примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ
— Постой на задних лапах, Тим! —
Сказал собачке Том.
Но Тим и глазом не моргнул
На коврике своем.
Держа конфету на носу,
Том перед ним прошел.
Но Тим по-прежнему сидел
И ухом не повел.
Тогда конфету бросил Том
На мокрый, черный нос,
И вмиг схватил
И проглотил
Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина)
КТО ДОМА?
«Замок. Все ясно: никого нет дома»
— Такое рассуждение вам знакомо?
А важно ли, что на дверях замок?
Из-под кровати проворчал щенок.
— Ничуть! — сказал котенок на ковре.
— Ничуть! — мышонок пропищал в норе.
— Ничуть! — шепнула муха на стене.
— Ничуть! — вздохнула бабочка в окне.
— Ничуть! — сказал паук на потолке.
— Ничуть! — пропел сверчок на чердаке.
— Что за нелепость: «Дома — никого?»
Да все мы дома,
 Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина)
ЛИС И МЫШОНОК
— Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный?
—Землю копал.
—Для чего землю копал?
— Норку делал.
 —Для чего норку делал?
—От тебя, Лис, прятался.
—Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
—А у меня в норке спаленка.
—Кушать захочешь — вылезешь!
—А у меня в норке кладовочка.
—Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю.
—А я от тебя в отнорочек — и был таков! (В.Бианки)
  
2. Вопросы
    Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.
    Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.).
   Например: Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?
  
    Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры «да — нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос.
    Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.
   
   Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет? Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.). На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка.  Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.
    При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов.
    Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.
 
   Четвертая серия — вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри­сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, пры­гает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­мым одушевленным и неодушевленным предметам.
   Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет? Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
 
3. Команды
Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом. Напоминаем: Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции — плач, крик, отказ от общения или игры. Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяй и пр. Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.
 
 4. Домашний театр
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
ЗАДАНИЯ v
    «Куклы разговаривают».
Сделайте простейшие кук­лы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
     Устройте праздничное чаепитие для ребенка.
За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай — холодный или теплый? Что тебе дать — пе­ченье или конфетку? 
     «Кормление зверей».
Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных. v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz