страница
психолога
Что же необходимо знать взрослым, чтобы правильно общаться с
ребенком?
Дети могут
испытывать сразу несколько чувств.
После игры в мяч
во дворе со сверстниками, ребенок пришел домой в грязных штанах и в порванной
куртке. В этот момент, он испытывает сразу несколько чувств. Он очень доволен,
тем как он поиграл с друзьями, но при этом испытывает страх и обиду, страх
потому, что родители будут ругать за испачканные штаны и порванную куртку, а
обиду за то, что куртка была его любимая и вот теперь она порвана и пришла в
негодность.
Часто бывает
трудно сдерживать в таких случаях свои чувства и эмоции, но родителям
необходимо отказаться от негативной оценки его внешнего вида, и вместо того,
чтобы сказать, «Почему у тебя такой вид?», «Где ты так измазался, что ты
натворил?». Ведь ребенок и так пребывает в стрессовом состоянии, можно сказать,
«Как видно тебе пришлось нелегко», «Трудный у тебя выдался денек». Такие фразы
утверждения помогают ребенку понять, что его слышат и чувствуют. Обсуждая не
очень приятную ситуацию, лучше сформулировать то, что вы хотите сказать
ребенку, в одном предложении. Скажите, что вы чувствуете в этой ситуации, «Я
огорчен», «Я удивлен». Можно указать на возможные последствия такого поведения,
можно даже кое – что преувеличить, важно чтобы ребенок понял, что это ваши
размышления, для того чтобы это не травмировало его и он не решил это воплотить
в жизнь.
·
Очень важно говорить с ним на языке – чувств.
·
Когда ребенок испытывает негативные чувства,
такие как гнев, растерянность, расстройство, необходимо обратить внимание на
его чувства, представить себя на его месте, подумайте, какие чувства испытывали
бы вы сами в той или иной ситуации, назовите эти чувства (обиду, гнев, чувство
боли и т.д.).
·
Ребенок будет знать, что его чувства чувствуют
и признают. Такой разговор позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Таким образом, уважаемые
родители, полноценное развитие детей, начинается с раннего детства, и не
маловажную роль в этом играет общение ребенка с взрослым. К ребенку необходимо
проявлять доброжелательность, внимание, тепло, терпение, уважение и конечно же
любовь. Дети должны чувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их чувствам
и мнению прислушиваются.
Перед
современными родителями очень часто возникает вопрос: отдавать ребёнка в
детский сад или оставить с няней.
Казалось
бы, садик – это удобно и недорого: коллектив профессиональных педагогов,
готовых каждую секунду прийти на помощь вашему малышу, сбалансированное детское
питание, психологи.
Добро
пожаловать в наш детский сад!
Не делайте ошибок К
сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют
адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя
наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или
дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую
реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже
абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово».
Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя
пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад
пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя
плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на
мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога
не пройдет вообще.
Нельзя
обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например,
предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он
знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять
доверие к самому близкому человеку.
Спокойное утро
Больше
всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать
утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково:
спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше
расстраивается.
И
дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте
доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду –
раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом,
озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и
сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя,
что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим
настроением.
Пусть
малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели
давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно
спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать
после его ухода.
Обязательно
скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда,
или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет
после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь,
выполняйте свои обещания!
У
вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой,
сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем
дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Теперь,
когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются
нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они
начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с
удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо
самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
|