Меню

Наш опрос
В какой дополнительной платной услуге нуждается ваш ребёнок?
Всего ответов: 74

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34" Артемовского городского округа


Суббота, 24.08.2019, 14:55

Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте

 Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей.

К 3 годам в активном словаре ребёнка 1500 и более слов. Ребёнок познаёт грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе сложноподчинённым. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи на смекалку. Чтобы ребёнок развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности. Педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребёнок живёт по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

 В ранний период жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.

 На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребёнок (бросает кубики, строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям. Ребёнок познаёт свойства предметов, их количество, форму. Он узнаёт, что один предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч становится маленьким если его сравнить с ещё большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребёнок ещё не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

 Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и - позднее - логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

 У 2 - 3 -летних детей анализ и синтез, сравнение и другие мыслительные операции ещё неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.

 В раннем детстве мышление носит наглядно - действенный характер, но постепенно формируется наглядно - образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое.

 В раннем возрасте, на 2 - 3 году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом чётко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно - в процессе роста ребёнка и его развития - эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

 Речь это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.

 Важно различать, понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов - активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

 Задачами первых лет жизни являются. Во - первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребёнка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребёнок присваивает общественно - исторический опыт человечества, «Застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.

 Речь является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь и мышление - отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

  Каждое слово - это речевой знак. Ребёнок очень рано понимает, что всё можно обозначить словом. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией.

 Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней. При этом в процессе анализа и синтеза человек задаёт себе вопросы, строит различные предположения, рассуждает, приходит к определённым суждениям и понятиям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям, что является важной предпосылкой обобщения. Понятие - одна из форм отражения мира в процессе познания, связанная с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. (Понятием называют мысль, представляющую собой обобщение - и мысленное выделение некоторого класса по их специфическим признакам.)

 Таким образом, с помощью речи в мышлении формируются понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.

 


Поиск

Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz